Адаптированная основная образовательная программа (НОДА) МБОУ «СОШ а. Сары-Тюз»
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная образовательная программа (далее АООП) Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа а. Сары-Тюз»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата вариант 6.1. (далее
АООП НОДА) - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их
психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная
программа для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
Цель реализации АОПобеспечение планируемых результатов подостижению выпускником с НОДА целевых
установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья; Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к
моменту поступления в лицей уровня развития, близкого возрастной норме и
имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся
с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием
здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью
включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончанию лицея может
получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.
Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены
действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.
Среда и
рабочее место обучающегося с НОДА специально организовано в соответствии с
особенностями ограничений его здоровья.
Обязательной
является систематическая специальная помощь - создание условий для реализации
особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа
(требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается
Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции
ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы. Таким
образом, программакоррекционной работы является неотъемлемой частью основной
образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к
структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня
образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к
каждой категории детей в данном варианте.Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной
программы обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В основу разработки АОП МКОУ «СОШ а. Сары-Тюз»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП ООО для детей с НОДАпредполагает учет особых
образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности
возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность
создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных
вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального
учебного плана. Варианты АОП создаются в соответствии с дифференцированно
сформулированными в ФГОС и ООО обучающихся с НОДА требованиями к:
- структуре
образовательной программы;
- условиям
реализации образовательной программы;
-
результатам образования.
Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается
на теоретических положениях
отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с НОДА школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно- практической и учебной).
Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании
является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
действий,
которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить
образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с НОДА
положены следующие принципы:
- принципы
государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образованияуровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип
учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности
образовательного процесса;
- принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
- принцип
преемственности, предполагающий при проектировании АОП ориентировку на
программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с НОДА;
- принцип
целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе
структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«образовательной области»;
- принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
- принцип
переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире, в действительной жизни;
- принцип
сотрудничества с семьей.
АОП разработана с учетом психолого-педагогической характеристики
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Категория
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу
группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных
нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются
значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности.
Уточнение
роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения
опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации
медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации
психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном
процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее
актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и
динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию,
которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем
стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности
познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата:
Группа
обучающихся с НОДА по варианту 6.1.:
- дети с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза,
передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств,
имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
Достаточное
интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной
внушаемостью.
Личностная
незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых
и практических вопросах жизни.