Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника
«Решение Президента объявить 2023 год Годом педагога и наставника еще раз
говорит о высоком статусе этих специалистов в нашем обществе, о важности их
работы. Мы видим, как растет популярность этой профессии, какие яркие и
мотивированные абитуриенты приходят в педагогические вузы, с каким энтузиазмом
работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают
их опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и
как загораются новые педагогические звезды. Со своей стороны делаем все, чтобы
профессия учителя вышла на качественно новый уровень. Например, поддерживаем
важные законодательные инициативы по отказу от формулировки «образовательная
услуга», по снижению отчетности. Также даем возможность каждому специалисту
проявить свои способности в профессиональных конкурсах. Уверен, что мероприятия
Года педагога и наставника станут еще одним важным шагом для повышения престижа
учительской профессии» Министр просвещения Сергей Кравцов.
Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022
№ 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» (скачать) (посмотреть)
Наставничество
Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ «СОШ а. Сары-Тюз».
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
· Улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
· Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
· Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
· Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
· Создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
· Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).