Функциональная грамотность

1.jpg

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

2.jpg3.png

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

4.jpg

Направления функциональной грамотности.

1.Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. Финансовая грамотность

5. Креативное мышление

6.  Глобальные компетенции

 

Составляющие функциональной грамотности:

1.Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

2.Математическая грамотность   это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

3.Естественнонаучна грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

4.Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5.Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6.Глобальные компетенции – это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. 

5.jpg

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

6.png

Банк заданий по функциональной грамотности

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.Хочу такой сайт

Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли камерную апробацию в ходе когнитивных лабораторий, а также массовую апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018/2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019/2020 учебном году (задания для 6, 8 и 9 классов).

Банк заданий и рекомендованных Интернет-ресурсов по оценке функциональной грамотности для использования всеми участниками образовательного процесса:

- Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/https://fg.resh.edu.ru

- Открытые Задания PISAна сайте ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования): https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

- Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений): https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti. На сайте ФИПИ  представлено 54 задания для 9-х классов, 40 заданий для 8-х классов и 45 заданий для 7-х классов.

- Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4

- Часть заданий открытого банка представлена на платформе РЭШ (Российская электронная школа) с которой уже работают два года.

- Большое число пособий по формированию функциональной грамотности предлагает издательство «Просвещение». Это серии книг «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», «Функциональная грамотность. Тренажеры» и электронный банк заданий по функциональной грамотности.


ДОКУМЕНТЫ 

Минпросвещения России Письмо от 14.09.2021г.№03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

 

Минпросвещения России Письмо от 15.09.2021г. №АЗ-581/03«Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»

 

Минобрнауки КЧР Приказ от 16.09.2021г. №770 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на  формирование  и оценку функциональной  грамотности обучающихся  общеобразовательных организаций,  расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, на 2021/2022 учебный год» 

 

Управление образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района Приказ от 04.10.2021г. № 92 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Усть-Джегутинского    муниципального района на 2021/2022 учебный год»

 

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Усть-Джегутинского муниципального района на 2021-2022 учебный год


МБОУ "СОШ а.Сары-Тюз" Приказ от 14.12.2021г. №294 "Об организации работы по повышению качества общего образования и развитию функциональной грамотности обучающихся МБОУ "СОШ а. Сары-Тюз" в 2021-2022 учебном году

Информация о проведенных мероприятиях по формированию и оценке функциональной грамотности за 1 полугодие 2021-2022 учебного годав МБОУ «СОШ а. Сары-Тюз»

 

Мероприятия

Участие в вебинаре "Проектная и исследовательская деятельность, как условие формирования естественно-научной грамотности"


Диагностическое исследование по функциональной грамотности


aad08082-9e95-44ab-96ba-005e75131d21.jpeg


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».