ООП ДО 2021-2022 уч.год

п/п
I
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
II
3

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4

III
6
8

СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
Пояснительная записка основной образовательной программы
дошкольного образования
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Принципы и подходы к реализации программы
Значимые характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
основной образовательной программы дошкольного образования
Целевые ориентиры дошкольного образования
Содержательный раздел
Образовательная деятельность в соответствии с образовательными
областями с учетом используемых методических пособий,
обеспечивающих реализацию данных программ.
Содержание образовательной деятельности в раннем возрасте
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики
их образовательных потребностей и интересов.
Организационный раздел
Режим дня
Материально-техническое обеспечение программы

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка основной образовательной
программы дошкольного образования
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного образования
МБОУ «СОШ а. Сары-Тюз»составлена с учетом Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Определяет цель, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного
образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 г.Москва «СП 2.4.3648-202 «Санитарно –эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

1.2.

Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «СОШ а. СарыТюз» обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Цели реализации основной образовательной программы - создание благоприятныхусловий
для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой
культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи программы:Образовательная программа обеспечивает развитие личностидетей
дошкольного возраста и реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения, с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач,
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
1) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного образования;
2) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательной программы (преемственность дошкольного и начального общего
образования);
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
5)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
6)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
7)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Задачи ООП тождественны задачам основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые
обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с
точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

1.3 Принципы и подходы к реализации программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными
ФГОС ДО:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценностидетствакак
важного этапа в общем развитии человека, понимание (рассмотрение) детства какпериода
жизни значимого самого по себе, без всякихусловий; значимого тем, чтопроисходит с ребенком
сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки кследующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых(родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников школы.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастнойгруппы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, вформе
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.
В соответствии с принципами дошкольной педагогики и возрастной психологии:
 принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
 принципы научной обоснованности и практической применимости;
 соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать
поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
 единство воспитательных, развивающих и обучающихцелей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
 принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей,спецификой и возможностями образовательных
областей;
 комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
 принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
 принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
 принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между
дошкольным учреждением и начальной школой.
1.4 Значимыехарактеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Общие сведения о коллективе детей.
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста,
родители (законные представители), педагоги.
МКОУ «СОШ а. Сары-Тюз» (дошкольное образование) работает в режиме пятидневной
рабочей недели, длительность пребывания детей в школе составляет не более 3 часовс 08.30 до 11.10.
В школе осуществляется развитие детей от 5 до 7 лет. Функционируют две группы
предшкольной подготовки.

Специфика деятельности образовательного учреждения
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и
основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой являются базовой основой при построении воспитательнообразовательного процесса в группах предшкольной подготовки. Осуществляется психологопедагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной
образовательной программы дошкольного образования
2.1. Целевые ориентиры дошкольного образования
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения
уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствияустановленным требованиям образовательнойдеятельности и подготовки детей.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 5 лет до 7 лет;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации.
Соответствуют планируемым результатам освоения основной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой, которые конкретизируют требования ФГОС к целевым
ориентирам дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в обязательной части
Программы:
 Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
 Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, кразным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувствомсобственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками ивзрослыми, участвует в совместных играх.
 Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство
веры в себя, старается разрешатьконфликты. Умеет выражать и отстаивать свою
позицию по разным вопросам.
 Способенсотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в
совместной деятельности.

 Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социальногопроисхождения,
этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и
психических особенностей.
 Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовностьприйти на помощь тем,
кто в этом нуждается.
 Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
 Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется вразных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
 Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражатьсвои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей,чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности.
 У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
 Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной
гигиены.
 Проявляет ответственность за начатое дело.
 Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым исверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
 Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать
новые знания; положительно относится к обучению вшколе.
 Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу обокружающей среде.
 Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и
профессионального
искусства
(музыку,
танцы,
театральную
деятельность,
изобразительную деятельность и т. д.).
 Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения,
имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности,
важнейших исторических событиях.
 Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,
включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и
противоположному полу.
 Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичныеценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,стремится поступать
хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу омладших.
 Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый
образ жизни как ценность.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного
и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования.
II.

Содержательный раздел.

3. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с
учетом используемых в школе программ и методических пособий, обеспечивающих
реализацию данных программ.
Целостность педагогического процесса в школе обеспечивается реализацией основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:






социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех
образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов —
как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности
дошкольников.
3.1 Содержание образовательной деятельности
Для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольном учреждении функционирует группа
раннего возраста детей.
Цель воспитания и обучения детей раннего возраста состоит в созданииусловий для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Реализация цели предполагает решение ряда задач.
- Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений.
Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать
утомление детей.
- В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности,
аккуратности.
Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых
слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение
понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.

Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы.
Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями
свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
- Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия,
мышления, внимания, памяти.
- Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в
соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого,
отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
- Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.
- Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Поощрять
доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена.
- Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных
предметов.
- Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.
- Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании
произведения. Расширять музыкальные впечатления,обогащать слуховой опыт ребенка.
Развивать понимание взаимосвязи музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим
интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.
- Поощрять самостоятельную деятельность детей. В предметно-игровой деятельности
показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную
активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с
разнообразными дидактическими материалами.
- Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение
использовать предметы-заместители.
- Учить играть, не мешая сверстникам.
- Формировать умение играть вместе, сдерживатьсвои желания. Формировать способности
попросить, подождать.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5 -7 лет представлено в
основной общеобразовательной программе «От рождения до школы»
3.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основная цель:Позитивная социализация детей дошкольного возраста,приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Основные направления и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных
качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки
сверстников.
2.Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
3.Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения
договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе.
1. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
2. Формирование гендерной, семейной принадлежности, воспитание любви к Родине,
гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
1. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества,
воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
4. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей
и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному
заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
5. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе
и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности.
1. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме,
природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным
для человека и окружающего мира природы ситуациям.
3. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах
поведения в них.
4. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного
движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих
правил.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
Основные направления формирования основ безопасности
1. Ребёнок и другие люди
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
2. Ребёнок дома.
Ситуации насильственного поведения со стороны взрослых.
Ребёнок и другие.
Если чужой приходит в дом.
Ребёнок как объект сексуального насилия.

3. Ребенок и природа
В природе всё взаимосвязано.
Загрязнение окружающей среды.
Ухудшение экологической ситуации.
Бережное отношение к живой природе.
Ядовитые растения.
Контакты с животными.
Восстановление окружающей среды.
3. Ребёнок дома
Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
Открытое окно, балкон как источники опасности.
Экстремальные ситуации в быту.
4. Здоровье ребёнка
Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Изучаем свой организм.
Прислушиваемся к своему организму.
О ценности здорового образа жизни.
О профилактике заболеваемости.
О навыках личной гигиены.
Забота о здоровье окружающих.
Поговорим о болезнях.
Инфекционные болезни.
Врачи – наши друзья.
О роли лекарств и витаминов.
Правила оказания первой медицинской помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка
Психическое здоровье
Детские страхи
Конфликты и ссоры между детьми.
6. Ребёнок на улице.
Устройство проезжей части
«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов
Правила езды на велосипеде
О работе ГИБДД
Правила поведения в транспорте
3.3. Образовательная область«Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности
о

познавательной мотивации;

формирование познавательных действий,

становление

сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений осоциокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,планете Земля как общемдоме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Цель:развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей,которые
можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуальнотворческие.
Основные направления и задачи:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
1. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в
окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.
2. Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения
и творческой активности.
3. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
4. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и
явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и
явлениями, делать простейшие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям.
1. Ознакомление с окружающим социальны миром, расширение кругозора детей.
2. Формирование целостной картины мира.
3. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
4. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общемдоме людей, о
многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений
об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы.
1. Ознакомление с природой и природными явлениями.
2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными
явлениями.
3. Формирование первичных представлений о природном многообразии
планеты Земля.
4. Формирование элементарных экологических представлений.
5. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он
должен беречь, охранять и защищать, что в природе все взаимосвязано, что жизнь
человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
к Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любвиприроде,
желания беречь ее.
3.4 Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
Цель:формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающимина
основе овладения литературным языком своего народа.

Основные направления и задачи:
Развитие речи.
1.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными
способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи,
связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание
звуковой культуры речи.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература.
1. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
2. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за
развитием действия.
3.5 Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношенияокружающему
миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулированиесопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Цель:формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности
иразвитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой
деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Основные направления и задачи:
Приобщение к искусству.
1. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и
музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
2. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному,
музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с
3. лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать
содержание произведений искусства.
4. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах
выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность.
1. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование
умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
2. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного
искусства.
3. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании
коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность.
1. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности,
знакомство с различными видами конструкторов.
2. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим
замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкально-художественная деятельность.
1. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры,
ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами.
2. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
3. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
4. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование
умений в этом виде деятельности.
5. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной
творческой деятельности детей; удовлетворение потребности всамовыражении.
Приобщение к искусству. Изобразительная деятельность.
Содержание данных разделов программы направлено на достижение целей формирования
интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности
детей в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству (с первой младшей группы знакомим детей
с дымковской, богородской игрушкой; в старшей и подготовительной группах
педагоги знакомят детей с произведениями живописи и художниками,
иллюстраторами);
эстетическая развивающая среда (уют и красота в группе, оформление участка).

3.6 Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляци
и в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.)
Цель:формирование интереса к занятиям физической культурой,воспитаниеценностного
отношения; основ здорового образа жизни.
Основные направления и задачи:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
1. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура.
1. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической
работоспособности, предупреждение утомления.
2. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в
основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности
движений, формирование правильной осанки.
3. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
4. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности,
способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
5. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических
упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и
любви к спорту.
4.Формы организации организованной образовательной деятельности: Организованная
образовательная деятельность –деятельность,осуществляемая впроцессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
 игры (дидактические,сюжетно-ролевые,подвижные,театрализованные,игрыдраматизации, музыкальные, хороводные);
 чтение и обсуждение программных произведений разных
жанров,чтение,рассматривание и обсуждение книг, детских иллюстрированных
энциклопедий;
 обсуждение ситуаций педагогических,морального выбора;
 беседы социально–нравственного содержания,ситуативные разговоры с
детьми,специальные рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях;
 наблюдения за трудом взрослых,за природой,на прогулке;сезонные наблюдения;
 проектная деятельность,экспериментирование,конструирование;
 викторины,сочинение загадок;

 инсценирование и драматизация отрывков из сказок,разучивание стихотворений;
 продуктивная деятельность (рисование,лепка,аппликация,художественный труд);
 изготовление предметов для игр,создание макетов,коллекций,их
оформление,изготовление украшений для группового помещения к праздникам;
 слушание и обсуждение музыкальных произведений,дидактические игры,связанные
свосприятием музыки;
 пение,беседы по содержанию песен,драматизация песен;
 подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных
инструментов;
 танцы;
 физкультурные занятия
игровые,сюжетные,тематические,комплексные;физкультминутки, ритмическая
гимнастика;
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно
- эпидемиологическим правилам и нормативам действующего СанПиНа. Максимально
допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет не более 3 часов..
В середине времени, отведенного на организованную образовательную
деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно
образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и
эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на организованную
образовательную деятельность.
Социально – коммуникативное развитие:ситуативные беседы при проведениирежимных
моментов, трудовые поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, помощь
взрослым;
Познавательное и речевое развитие:создание речевой развивающей среды,свободноеобщение
детей в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов,
ситуативные разговоры с детьми.
Художественно – эстетическое развитие:использование музыки в повседневной жизнидетей,
игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности.
Самостоятельная деятельность детей:
Физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем
воздухе,спортивные игры.
Социально – коммуникативное развитие: индивидуальные игры,совместные игры,всевида
самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками. Познавательное и
речевое развитие: самостоятельная работа в уголке книге,втеатральном уголке, сюжетно –
ролевые игры, рассматривание книг и иллюстраций ,настольно-печатные игры, дидактические
игры (развивающие пазлы, рамки – вкладыши, парные картинки).
Художественно – эстетическое развитие:самостоятельное рисование,лепка,конструирование,
рассматривание картинок, репродукций, музицирование, слушание музыки.

Методы развития речи.
1.Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии);
опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание
игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).

2.Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений;
заучивание наизусть;
пересказ;
общая беседа;
рассказывание без опоры на наглядный материал.
3.Практические:
дидактические игры;
игры-драматизации, инсценировки,
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи:
0)
1)
2)
3)

Общение взрослых и детей.
Культурная языковая среда.
Обучение родной речи в организованной деятельности.
Художественная литература.

4) Изобразительное искусство, музыка, театр.
5)Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.
6)Формы работы по ознакомлению с художественной литературой:
1) Чтение литературного произведения.
2) Рассказ литературного произведения.
3) Беседа о прочитанном произведении.
4) Обсуждение литературного произведения.
5) Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра.
6) Игра на основе сюжета литературного произведения.
7) Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательнообразовательного процесса
Организация консультативной работы с родителями, организация индивидуальной работы с
детьми- сферы: памяти, мышления, восприятия, внимания детей .Формирование
психологической готовности детей к школе.

III.

Организационный раздел

5.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования.
Организация режима дня:
При проведении режимных процессов школа придерживается следующих правил:
Гигиенический уход.
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности
и активности.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Режим дня группы предшкольной подготовки.
Вид деятельности

Время

Приём, осмотр, утренняя гимнастика.

8.30-8.40

Занятие 1

8.40-9.10

Музыкальная пауза, игры.

9.10-9.30

Завтрак

9.30-9.50

Занятие 2

9.50.-10.20.

Динамическая пауза

10.30.-10.40.

Занятие 3.

10.40.-11.10.

Расписание занятийгруппы предшкольной подготовки
Понедельник
1.Развитие
речи.

Вторник
1.Обучение
грамоте

2.Физкультура. 2.Музыка
3.Технология.

Среда
1.Чтение
художественной
литературы
2.Физкультура.

3.Математика 3.Рисование

Четверг
1.Музыка.
2.Математика
3.Подготовка
к школе.

Пятница
1.Ознакомление
с окружающим
миром.
2.Физкультура.
3.Рисование.

Учебный план
группы предшкольной подготовки
№ Учебные предметы
п/п
Продолжительность занятий-30 минут
1.
Познание познавательно-исследовательская и
продуктивная (конструктивная) деятельность:
лепка, аппликация
2.
Формирование элементарных математических
представлений(математика)
3.
Формирование целостной картины
мира(ознакомление с окружающим миром)
4.
Коммуникация (развитие речи)
5.
Чтение художественной литературы
6.
Музыка
7.
Физическая культура
8.
Рисование
9.
Занятие по дополнительному образованию:
- обучение грамоте
- психология(подготовка к школе)
10. Максимально-допустимый объем недельной
образовательной нагрузки, включая занятия по
дополнительному образованию

Количество
часов в неделю
0,5
0,5
2
1
1
1
2
3
2
1
1
15

Программа преемственности дошкольного и начального образования
Цель:
обеспечение
преемственности
и
непрерывности
в
организации
образовательной,воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и
начальным звеном образования.
Задачи:
1. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
2..Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление
здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
3.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к
учебной деятельности.
4.Способствовать преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного
начального образования в рамках новых федеральных требований.
5. Создать единую стратегию в работе с родителями.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В современныхусловиях дошкольное образовательное учреждение является
единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с
семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие
принципы:
 единый подход к процессу воспитания ребёнка;
 открытость школы для родителей;
 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
 уважение и доброжелательность друг к другу;
 дифференцированный подход к каждой семье;

 равно ответственность родителей и педагогов.

Задачи:
 формирование психолого - педагогических знаний родителей;
 приобщение родителей к участию в жизни группы;
 оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
 изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:

ознакомление родителей с результатами работы группы на общих родительских
собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни группы;
 ознакомлениеродителей с содержанием работы группы, направленной на физическое,
психическое и социальное развитие ребенка;
6.Материально-технические условия реализации ООП ДОО.
Особенности организации предметно-развивающей образовательной среды
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она
объективно - через свое содержание и свойства – создает условия для творческой деятельности
каждого ребенка, служит целям актуального физического и психического развития и
совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Организация развивающей среды в школе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его
склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая среда в школе построена на следующих принципах:
1) насыщенность;
2) трансформируемость;
3) полифункциональность;
4) вариативность;
5) доступность;
6) безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и
содержаниюПрограммы.
Образовательное
пространство
оснащено средствами
обучения и воспитания,
соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,
инвентарем, которые обеспечивают:
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
подвижные игры и соревнования;
действия с предметно-пространственным окружением;
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые
и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными
материалами.
Трансформируемостьпространства дает возможность изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Полифункциональностьматериалов
позволяет
разнообразно
использовать
различныесоставляющие предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы,
природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качстве
предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства(для игры,конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивает
свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к
играм,игрушкам,материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех
ееэлементов требованиям по надежности и безопасности их использования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(87875) 4-42-19

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».